Нашу память не стереть с годами


Чёрный камень, чёрный камень,
что ж молчишь ты, чёрный камень?
Разве ты хотел такого?
Разве ты мечтал когда-то
стать надгробьем  для могилы
Неизвестного солдата?
Чёрный камень.
Что ж молчишь ты, чёрный камень?..
Мы в горах тебя искали.
Скалы тяжкие дробили.
Поезда в ночах  трубили.
Мастера в ночах  не спали,
чтобы умными руками
чтобы собственною
кровью превратить
обычный камень в молчаливое надгробье...
Разве камни виноваты
в том, что где-то под землёю
слишком долго спят солдаты?
Безымянные солдаты.
Неизвестные солдаты...
А над ними травы сохнут,
А над ними звёзды меркнут.
А над ними кружит
беркут  и качается подсолнух.
И стоят над ними сосны.

И пора приходит снегу.
И оранжевое солнце
разливается  по небу.
Время движется над ними...
Но когда-то, но когда-то
кто-то в мире
помнил имя
Неизвестного солдата!
Ведь ещё до самой смерти
он имел друзей немало.
Ведь ещё живёт на свете
очень старенькая  мама.
А ещё была невеста.
Где она теперь - невеста?..
Умирал солдат - известным.
Умер - Неизвестным.
Роберт Рождественский.
1962

 У смелых есть только бессмертие

В Орловском районе между разъездом Курёный и хутором Гундоровский у железнодорожного полотна, вздымается небольшой белый обелиск. Здесь погибла диверсионная группа разведывательной спецшколы № 005 "Максим 66". Жители Орловского района с любовью хранят память о Максиме 66, ухаживают за обелиском.    
                                     Подвиг.
  День был замечательным, солнечным, в ближайшей лесополосе щебетали птицы, и трудно было представить, что ночью 2 ноября 1942 года группа Максим 66 согласно полученному приказу подорвала железнодорожные пути на затяжном повороте под эшелоном дивизии СС «Викинг». Их было всего лишь пятнадцать молодых людей, три девушки и двенадцать парней. Пятерым из них было по 17 лет, а средний возраст 18-19 лет. Это были обычные русские ребята. Думали ли они о смерти? Понимали важность своего задания?     
  Группа могла спокойно уйти ночью по заснеженной степи, выполнив задание, но они остались там навсегда. Решение принять бой с целым эшелоном немецкой дивизии, было принято правильно. Всеми силами задержать противника, спешившего к Сталинграду на помощь армии Паулюса. Хотя бы час, на это надеялись участники группы, и это им практически удалось ценой своих жизней.    
Героический бой.
  Против пятнадцати смельчаков из эшелона была выгружена мотострелковая рота, орудийный и миномётный шквал обрушился на группу Максим 66. 4500 патронов у русской диверсионной группы и целый арсенал оружия со стороны немецкой группировки. Они держались до последнего патрона, примерно час прошёл, как стихли выстрелы и на израненной воронками степи, воцарилась смертельная тишина.    
  Среди участников группы остались и раненные, которых фашисты взяли в плен. Начались пытки, выбивание информации. Но советские молодые люди ничего больше не знали кроме своего задания, а если бы и знали, не сказали бы. Потом их всех раздели, вывели одного из них вперёд и сожгли огнемётом, никто не дрогнул. Вскоре всех расстреляли.    
  Час остановки посреди степи, боевые действия против группы Максим 66 не прошёл незаметно для немцев. Между посёлком Орловским и станцией Кубырле целые сутки советские штурмовики бомбили эшелон. А в итоге армейская группа Гота, спешившая на помощь своим Сталинградским окруженцам, была задержана на четверо суток. За это время советские войска успели перегруппироваться, подтянуть резервы и остановить группу Гота, окончательно уничтожив надежды на освобождение армии Паулюса.    
Память.
  В настоящее время за обелиском Максим 66 следят учащиеся Орловского профессионального училища СПТУ 98. В музее средней школе №1 хранится весь собранный материал о диверсионной группе. В посёлке есть улица Максим 66, переулок Заикиной, проезд Черняховского. Орловский район свято хранит память о Максиме 66 и помнит героев сложивших свои жизни ради нашего будущего.    
  Иногда думаешь, смогли бы современные молодые люди так же самоотверженно, понимая свой конец, пойти на такой подвиг? Сам себе отвечаю - Смогли бы! Конечно да! Но, к сожалению не все. В наше нелёгкое для России время есть дети новых буржуев, заевшихся депутатов и государственных служащих, которым наплевать на свою родину. Папы обеспечивают их бизнес, платят за них налоги, отмазывают от армии. Какие граждане из них вырастают, знает каждый. А на подвиг способны обычные мальчишки из рабочих и крестьянских семей, привыкшие делать всё своими руками. Они идут в ряды Российской армии, они защищают наши рубежи. Такие же молодые и славные российские ребята, как и участники группы Максим 66.     





 Печерский Александр Аронович

Лейтенант Печерский из Собибора

14 октября 1943 года в нацистском лагере уничтожения Собибор вспыхнуло восстание. Его подняли сами заключенные — без помощи партизан, подполья, антифашистского сопротивления. Оружия у них не было. Они перебили эсэсовцев и вырвались на свободу. Это единственный случай за всю историю Третьего рейха, когда лагерное восстание увенчалось успехом.
Начало войны
22 июня 1941 года в первый день Великой Отечественной войны Печерский был призван в армию и принимал участие в военных действиях. В сентябре 1941 года был аттестован на воинское звание техника-интенданта 2 ранга, соответствовавшее воинскому званию командного состава «лейтенант» и служил в должности делопроизводителя 596 КАП 19-й армии. По некоторым данным вынес на себе из окружения раненого командира.
Плен
В октябре 1941 года попал в окружение под Вязьмой, был ранен и попал в плен к немцам. В плену переболел тифом, но выжил.
В мае 1942 года пытался бежать из плена с четырьмя другими заключенными. Побег сорвался и беглецов отправили в штрафной лагерь в Борисове, а оттуда — в Минск.
Сначала Печерский оказался в так называемом «Лесном лагере» за городом. Затем во время медицинского осмотра выяснилось еврейское происхождение Печерского. Вместе с другими военнопленными-евреями Печерского посадили в подвал, который называли «еврейский погреб». Там они сидели десять дней в полной темноте.
20 августа 1942 года Печерский был отправлен в минский «рабочий лагерь» СС на улице Широкой в Минске. В этом лагере находилось около пятисот евреев из Минского гетто, а также евреи-военнопленные.
18 сентября 1943 года в составе группы заключённых-евреев Печерский был отправлен в лагерь уничтожения Собибор, куда он прибыл 23 сентября. Там он стал организатором и руководителем восстания заключённых.
Восстание в Собиборе
14 октября 1943 года узники лагеря смерти подняли восстание. Согласно плану Печерского, заключённые должны были тайно, поодиночке ликвидировать персонал лагеря, а затем, завладев оружием, находившемся на складе лагеря, перебить охрану. План удался лишь частично — восставшие смогли убить 12 эсэсовцев из персонала лагеря и 38 охранников-коллаборационистов, но завладеть оружейным складом не удалось. Охрана открыла огонь по заключённым и они вынуждены были прорываться из лагеря через минные поля. Им удалось смять охрану и уйти в лес.
Из почти 550 заключенных рабочего лагеря 130 не приняли участие в восстании (остались в лагере), около 80 погибли при побеге, ещё 170 были пойманы немцами в ходе широкомасштабных поисков. Все оставшиеся в лагере и пойманные после побега были убиты немцами.
До конца войны дожили лишь 53 участника восстания.
После восстания
Восемь евреев из числа бывших советских военнопленных Печерский привел в Белоруссию, где они вступили в партизанские отряды. 22 октября 1943 года Александр Печерский с несколькими товарищами вступил в партизанский отряд имени Щорса, где воевал подрывником, пока советские войска не освободили Белоруссию.[6]. Остальные попали в отряд имени Фрунзе. В партизанском отряде Александр Аронович был подрывником, вместе с боевой группой пустил под откос два немецких эшелона.
После воссоединения с красноармейскими частями Печерского арестовали и отправили в штурмовой стрелковый батальон — разновидность штрафбата.
Командир батальона майор Андреев был настолько потрясён рассказом Печерского о Собиборе, что вопреки запрету покидать территорию штурмового стрелкового батальона разрешил Печерскому поехать в Москву, в «Комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников».
В комиссии рассказ Печёрского выслушали писатели Павел Антокольский и Вениамин Каверин, которые на его основе опубликовали очерк «Восстание в Собиборе». После войны очерк вошел во всемирно известный сборник «Чёрная книга». Сборник был запрещен цензурой к изданию в СССР в 1947 году и по состоянию на конец 2008 года не издан в России.
Воюя в рядах 15-го штурмового батальона в составе 1-го Прибалтийского фронта, Печерский получил звание капитана, при наступлении на город Бауцк 20 августа 1944 года был ранен в бедро осколком мины и после четырёх месяцев лечения в госпиталях получил инвалидность. За проявленную в бою храбрость в 1949 году был представлен к ордену Отечественной войны II степени, но был награждён медалью «За боевые заслуги». В подмосковном госпитале Печерский познакомился со своей будущей женой Ольгой Котовой.
После войны
Наградной лист Александра Ароновича Печерского (оборотная сторона) с резолюцией генерал-майора Г. А. Сафонова.
После окончания войны Александр Печерский вернулся в Ростов-на-Дону, где жил перед войной. Работал администратором в Театре музыкальной комедии. В 1945 году написал книгу воспоминаний о Собиборовском восстании.
Александр Аронович Печерский умер 19 января 1990 года и похоронен на Северном кладбище Ростова-на-Дону.










1 комментарий:

  1. елена вершинина13 октября 2015 г. в 14:48

    спасибо Вам что храните память о наших героях и стараетесь донести информацию об их подвигах до юного поколения

    ОтветитьУдалить