В начале ХХ1 века , наши дети читают «не то» и «не так», как
мы с вами. Однако, безусловно, они
читают, только вкусы их изменяются. Изменяются читательские привычки,
характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения
на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения,
мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняется также источник
получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.
* Тревоги и
страхи наши возникают из-за того, что мы с вами ориентированны на старую модель
чтения. Наши дети читают, но не то, что читали их родители.
* Раньше высокий
статус чтения, человек читающий, обязательность регулярного чтения
* Сейчас- детям
совершенно безразлично читает у него товарищ или нет
* Раньше в доме
почти у всех было много книг, целые библиотеки, это было модно, периодики было
гораздо меньше
* Сейчас обратная
картина- мы на бегу покупаем газеты, журналы (иногда очень дорогие журналы), но
очень редко книги, нам, взрослым, их просто некогда читать, за своим
недостатком времени мы даже не можем подумать что у наших детей времени больше.
* Т.е. нам,
взрослым, нужно смириться с тем, что наши дети другие, не такие какие мы были
раньше.
Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в
нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир,
который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа
может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас
родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о
том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и
необходима.
Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и
детей. А самый главный способ, чтобы вы, родители сами не расставались с
книгой2, газетой, журналом и или газетой
Один из первых шагов- это правильный выбор книг. Книга должна
быть иллюстрирована, а текст соответствовать способностям ребенка. Дети любят
смотреть картинки, слушать, а потом только читать сами. Одну и ту же книгу
можно перечитывать несколько раз, благодаря чему ребенок заучивает сказки
наизусть. Но это относится к дошкольному возрасту или к первоклассникам
Совсем другая ситуация для ребят постарше. Некоторые родители
могут сказать, что когда их ребенок в детский сад ходил, то и книжки любил
слушать, а сейчас ничем не интересуется, только компьютер на уме. Неправда.
Просто, ребенок выберет книгу, если она ему интересна, под рукой находится.
Компьютер у нас всегда рядом, а хорошую книгу нужно еще найти.
В наше время семейное чтение заканчивается, как только
ребенок начинает читать сам. Родители устраняются от этого процесса, так как
сами не испытывают потребности в книге, ограничиваясь просмотром газет и
«глянцевых» журналов. Но ведь книга вобрала в себя опыт многих поколений, она
учит, воспитывает, помогает выйти из трудных ситуаций, найти свое место в
жизни. Поэтому мы, взрослые, должны открыть детям ценность книги.

· Читайте
ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 и12 и 15 лет. Готовит мама на кухне ужин, ребенок
рядом читает вслух или про себя (но потом обязательно нужно спросить, о чем он
прочитал), если есть возможность 5-10 минут почитайте ему и продолжайте работу
свою дальше.
· Не хочет
ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении вслух работает мышление,
память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно
действует аппарат смысловой переработки информации.
· Выясните
наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась
самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.
· Не хочет
читать, потому что ему страшно, что у него получиться не так, как хотелось маме
или папе или учителю.
·
Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «книга-
лучший подарок»- этя фраза очень актуальна и популярна сейчас.
·
Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их
увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.
· Приучать
ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство
законченности и удовлетворенности.
· Выпишите
какой нибудь детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще
всего, печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного
прочитал.
· Пусть
дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам.
· Отведите
сами ребенка первый раз в библиотеку, пусть эти походы, вместе с вами, будут регулярными. Не ленитесь, библиотека
работает и в выходные дни. Ваш ребенок потом привыкнет и будет ходить туда
самостоятельно.
· Купите
настольную игру, предполагающую чтение.
· После
просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить совпадает
сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о
путешествиях предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть
картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно
заинтересует.
·
Предложите ребенку газету с простыми детскими кроссвордами и дайте
понять: чтобы разгадать данный кроссворд, нужно прочитать вот эту, эту и эту
книги.
· Читайте
вместе вслух друг другу смешные истории, короткие рассказы, сказки пусть только
по субботам или воскресеньям, но регулярно дети будут этого ждать и для
следующего раза будут искать уже сами искать в библиотеке интересную книгу.
· Всегда
спрашивайте у ребенка мнение о прочитанной книге и никогда не критикуйте, если
его мнение расходится с Вашим, у ребенка должен вырабатываться свой взгляд на
мир, а не ваш.
· Не
форсируйте события, темпы обучения чтению зависят от многих факторов: здоровья,
утомляемости ребенка, уровня любознательности, эмоциональности и т.д. Сегодня
вы решите, что ваш ребенок должен полюбить книгу, завтра он ее не полюбит, не
ждите. От вас также требуется терпение.
·
Уважительно относитесь к книге и к ней будут уважительно относиться ваши
дети, подайте им пример, сами читайте.
Несколько «НЕ» для родителей,
которые хотят приучить своего ребенка к чтению
· Не
спешить;
· Не
торопить;
· Не
подгонять ребенка;
· Не работать «на
время», т.е. на большую продолжительность чтения, или «на скорость» любовь к
чтению и техника чтения разные вещи
· Не
стремиться достичь своего любой ценой.
· Не наказывайте
ребенка чтением, запрещая ему пользоваться любимым дело.
Не стоит бросаться в крайности. Ребенок должен быть ребенком
и в его памяти должны остаться не только книги и развивающие занятия, но и
походы на природу, в театр, в цирк, семейные праздники, общение с друзьями. Не
стоит забывать и о том, что в городе есть не только книжные магазины, но и
библиотеки, где очень разнообразная тематика книг, где маленькие читатели
занимаются и выбирают книги отдельно от подростков. Великолепный читальный зал.
Важно, чтобы подрастающий человек с нашей помощью -
родителей, учителей и мудрой книге- научился от плохого, понимать истинные и
ложные ценности жизни.
Привлекать ребенка к чтению нужно как можно в более раннем
возрасте, действовать по принципу «не навреди», т.е не заставлять и не мешать
общению с книгой, но поощрять интерес к
чтению и самим быть примером для маленького читателя.
Спасибо за полезные мысли. Действительно, дети берут с нас пример. И хорошо, когда они видят родителей читающими книги. Многие мамочки хвастают, что уже давно не читают вслух для своего чада. Моему 10, я регулярно ему читаю. Спасибо за поддержку из компетентных источников!
ОтветитьУдалить