14 марта —
День православной книги
У первой русской печатной книги интересная, но драматичная
судьба. Дело в том, что книгопечатание в России началось с большим опозданием —
почти на столетие позже эпохального изобретения Гутенберга.
Почему? Книги на Руси были никому не нужны? Нет, это не так.
В книгах остро нуждалось, прежде всего, духовенство. А поскольку церковь была
духовной основой государства, то в книгах нуждалась и власть. Но
распространение книгопечатания сдерживалось противодействием церковной верхушки
и, не в последнюю очередь, ремесленниками цеха переписчиков, которые видели в
книгопечатании опасного конкурента.
Тем не менее, в 1553 году по указу царя Иоанна IV «Грозного»
в Москве был построен Типографский двор и приглашены специалисты в области
книгопечатания. И вскоре появились первые книги. Точное их количество
неизвестно, как неизвестны и даты выхода в свет. Эти книги выпускались не
датированными — анонимными. Историки считают, что таких книг было не менее семи.
В полиграфическом плане они были крайне несовершенны.
Первый экземпляр датированной книги, то есть сопровожденной
выходными данными, вышел в свет 19 апреля 1563 года. 1 марта 1564 года печать
тиража была завершена. Это был «Апостол», в выходных данных которого было
обозначено два имени — первопечатника Ивана Федорова и его помощника Петра
Мстиславца. «Апостол» был выпущен тиражом около 1000 экземпляров. 47 из них
дошли до наших дней.
Кто такой Иван Федоров? О ранних годах этого человека
неизвестно ничего. Откуда он родом, когда появился на свет? По разным
предположениям Федоров родился между 1510 и 1530 годами. Поскольку простолюдины
фамилий в те времена не имели, мы знаем имя отца будущего первопечатника —
Федор. Сам Федоров считал своей родиной Москву, поэтому часто добавлял к своему
имени «Московитин».
По некоторым сведениям в
1532 году Федоров окончил Краковский университет, получив степень бакалавра.
Три года он изучал языки. И в Москву прибыл блестяще образованным человеком,
владеющим основными европейскими языками, ремеслом переписчика, гравера и
механика. По одной версии молодой Федоров участвовал в строительстве
Типографского двора, по другой был привлечен к книгопечатанию позже, уже после
выпуска «пробных» анонимных изданий.
Как бы там ни было, но Иван Федоров не просто повторил путь
Гутенберга. Он в значительной степени революционизировал издательское дело,
заложив основы русского книгоиздания.
Дело в том, что первые книги европейских мастеров
типографского дела, вроде «Библии» Гутенберга и последующих изданий,
представляли собой огромные массивные фолианты. Это были богато
иллюстрированные и декорированные религиозные книги в массивных переплетах,
читать которые приходилось стоя перед высоким столом (кафедрой) и согнувшись
над раскрытой книгой. Федоров в первой же своей книге взял за основу другую
модель. Его «Апостол» был предназначен, прежде всего, для чтения — удобного и
комфортного.
Об этом говорит формат книги — 21х14 см, совпадающий с современным
форматом А4. На каждой странице по 25 строк текста, расположенного в один
столбец. Правый край текста выровнен — страницы выглядят аккуратно и
гармонично.
«Апостол» Федорова
оснащен базовым набором элементов книжного оформления — колонтитулами,
надстрочными и подстрочными ссылками. При этом книга отлично иллюстрирована.
Иллюстрации выполнены виртуозно — самим Федоровым. Орнаментальные вставки не
утяжеляют книгу, напротив, придают ей воздушность, не отвлекают от чтения, но
помогают сосредоточиться на тексте.
Этот орнамент, в котором использовались растительные мотивы,
закрепился в типографском деле, как старопечатный федоровский стиль.
Специалисты усматривают в нем влияние школы Феодосия Изографа, сына великого
иконописца Дионисия, автора фресок Ферапонтова монастыря.
Стоит отметить гравюру, с которой отпечатан лик Апостола
Луки — главной иллюстрации книги. В ней, как считают историки, Федоров
изобразил не просто одного из апостолов Христа, но восславил дело
книгопечатания. Лука держит в руках книгу, но письменные принадлежности
возлежат на отдельном столике, в стороне. Это и расценивается, как намек на то,
что гравюра в образе апостола Луки изображает человека, имевшего
отношение к печатному делу.
Вместе с тем «Апостол» Федорова не был лишен незначительных
недостатков. Была, к примеру, немного запутана нумерация страниц, что косвенно
указывает на то, что первопечатник испытывал определенные затруднения с
набором. Ему приходилось разбирать литеры уже отпечатанных страниц, чтобы
набрать из них следующие страницы. Из 268 страниц «Апостола» нумерованными
являются только 262 (кириллическими буквами). И 6 страниц Федоров оставил
ненумерованными.
Интерес Федорова к
книгам для чтения, к компактным изданиям, которые можно держать при себе и
носить в сумке, проявился и во второй его книге «Часовник», выпущенной
двумя тиражами в 1565 году. Размеры тиражей неизвестны, но до нашего дня дошли
7 экземпляров книги. Первый и второй тираж отличались друг от друга объемом. В
первом варианте листов было 173, во втором — на лист меньше. Страницы были
ненумерованными. А формат издания — 166х118 мм — позволяет назвать его первой
русской книгой карманного размера.
Безусловно, чтение – это труд, требующий внимания и напряжения мысли, и многим книги кажутся утомляющими. Фактор доступности, оперативности последнее время становится определяющим при выборе вида информации. Поэтому зачастую предпочтение отдается Интернету, журналам и др. Но всегда ли это полезно для души?
День православной книги – это еще один повод отдать дань именно полезному чтению. Чтению, которое будет не просто потреблением информации и времяпровождением, но обогащением культурным и духовным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий