15 мар. 2014 г.

14 марта — 

День православной книги

День православной книги — праздник совсем молодой. Он установлен в 2009 году Священным Синодом РПЦ и приурочен к 14 марта. Ведь в этот день в 1564 году трудами диакона Ивана Федорова и его соратника, типографа Петра Мстиславца вышла в свет первая на Руси печатная книга — «Апостол».

У первой русской печатной книги интересная, но драматичная судьба. Дело в том, что книгопечатание в России началось с большим опозданием — почти на столетие позже эпохального изобретения Гутенберга.
Почему? Книги на Руси были никому не нужны? Нет, это не так. В книгах остро нуждалось, прежде всего, духовенство. А поскольку церковь была духовной основой государства, то в книгах нуждалась и власть. Но распространение книгопечатания сдерживалось противодействием церковной верхушки и, не в последнюю очередь, ремесленниками цеха переписчиков, которые видели в книгопечатании опасного конкурента.
Тем не менее, в 1553 году по указу царя Иоанна IV «Грозного» в Москве был построен Типографский двор и приглашены специалисты в области книгопечатания. И вскоре появились первые книги. Точное их количество неизвестно, как неизвестны и даты выхода в свет. Эти книги выпускались не датированными — анонимными. Историки считают, что таких книг было не менее семи. В полиграфическом плане они были крайне несовершенны.
Первый экземпляр датированной книги, то есть сопровожденной выходными данными, вышел в свет 19 апреля 1563 года. 1 марта 1564 года печать тиража была завершена. Это был «Апостол», в выходных данных которого было обозначено два имени — первопечатника Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца. «Апостол» был выпущен тиражом около 1000 экземпляров. 47 из них дошли до наших дней.
Кто такой Иван Федоров? О ранних годах этого человека неизвестно ничего. Откуда он родом, когда появился на свет? По разным предположениям Федоров родился между 1510 и 1530 годами. Поскольку простолюдины фамилий в те времена не имели, мы знаем имя отца будущего первопечатника — Федор. Сам Федоров считал своей родиной Москву, поэтому часто добавлял к своему имени «Московитин».
По некоторым сведениям в 1532 году Федоров окончил Краковский университет, получив степень бакалавра. Три года он изучал языки. И в Москву прибыл блестяще образованным человеком, владеющим основными европейскими языками, ремеслом переписчика, гравера и механика. По одной версии молодой Федоров участвовал в строительстве Типографского двора, по другой был привлечен к книгопечатанию позже, уже после выпуска «пробных» анонимных изданий.
Как бы там ни было, но Иван Федоров не просто повторил путь Гутенберга. Он в значительной степени революционизировал издательское дело, заложив основы русского книгоиздания.
Дело в том, что первые книги европейских мастеров типографского дела, вроде «Библии» Гутенберга и последующих изданий, представляли собой огромные массивные фолианты. Это были богато иллюстрированные и декорированные религиозные книги в массивных переплетах, читать которые приходилось стоя перед высоким столом (кафедрой) и согнувшись над раскрытой книгой. Федоров в первой же своей книге взял за основу другую модель. Его «Апостол» был предназначен, прежде всего, для чтения — удобного и комфортного.
Об этом говорит формат книги — 21х14 см, совпадающий с современным форматом А4. На каждой странице по 25 строк текста, расположенного в один столбец. Правый край текста выровнен — страницы выглядят аккуратно и гармонично.
«Апостол» Федорова оснащен базовым набором элементов книжного оформления — колонтитулами, надстрочными и подстрочными ссылками. При этом книга отлично иллюстрирована. Иллюстрации выполнены виртуозно — самим Федоровым. Орнаментальные вставки не утяжеляют книгу, напротив, придают ей воздушность, не отвлекают от чтения, но помогают сосредоточиться на тексте.
Этот орнамент, в котором использовались растительные мотивы, закрепился в типографском деле, как старопечатный федоровский стиль. Специалисты усматривают в нем влияние школы Феодосия Изографа, сына великого иконописца Дионисия, автора фресок Ферапонтова монастыря.
Стоит отметить гравюру, с которой отпечатан лик Апостола Луки — главной иллюстрации книги. В ней, как считают историки, Федоров изобразил не просто одного из апостолов Христа, но восславил дело книгопечатания. Лука держит в руках книгу, но письменные принадлежности возлежат на отдельном столике, в стороне. Это и расценивается, как намек на то, что  гравюра в образе апостола Луки изображает человека, имевшего отношение к печатному делу.
Вместе с тем «Апостол» Федорова не был лишен незначительных недостатков. Была, к примеру, немного запутана нумерация страниц, что косвенно указывает на то, что первопечатник испытывал определенные затруднения с набором. Ему приходилось разбирать литеры уже отпечатанных страниц, чтобы набрать из них следующие страницы. Из 268 страниц «Апостола» нумерованными являются только 262 (кириллическими буквами). И 6 страниц Федоров оставил ненумерованными.
Интерес Федорова к книгам для чтения, к компактным изданиям, которые можно держать при себе и носить в сумке,  проявился и во второй его книге «Часовник», выпущенной двумя тиражами в 1565 году. Размеры тиражей неизвестны, но до нашего дня дошли 7 экземпляров книги. Первый и второй тираж отличались друг от друга объемом. В первом варианте листов было 173, во втором — на лист меньше. Страницы были ненумерованными. А формат издания — 166х118 мм — позволяет назвать его первой русской книгой карманного размера.
 Огромное количество духовной литературы находит покупатель в поиске полезного чтения. И раньше людям приходилось только мечтать о таком обилии. Но сделать выбор — это лишь первый шаг к прочтению. Основной проблемой, препятствующей духовному обогащению, становится отсутствие времени. И это, пожалуй, главный аргумент, к которому прибегает молодежь, отказываясь от чтения. Открыв для себя православную литературу, или однажды перечитав и осмыслив по-взрослому известные со школьной скамьи произведения русских классиков, многие понимают, что время для них нужно находить.

Безусловно, чтение – это труд, требующий внимания и напряжения мысли, и многим книги кажутся утомляющими. Фактор доступности, оперативности последнее время становится определяющим при выборе вида информации. Поэтому зачастую предпочтение отдается Интернету, журналам и др. Но всегда ли это полезно для души?

День православной книги – это еще один повод отдать дань именно полезному чтению. Чтению, которое будет не просто потреблением информации и времяпровождением, но обогащением культурным и духовным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий